Он
есть, и его нет. Он поражает воображение легендами и оставляет
почти равнодушным взор. Он - затонувшая белорусская Атлантида,
город-призрак, позаимствовавший у прежнего грозного поселения
лишь имя.
Несмотря на свою древность (в 2000-м
городу "стукнуло" 884 года), Слуцк не изумляет грандиозностью
архитектурно-исторических ансамблей. Наоборот, на случайно заглянувшего
сюда путника он скорее произведет впечатление унылого городка
с типичным набором советской скульптурной атрибутики по сторонам
главной улицы-"трубы" имени, конечно же, Ленина. Просто
ко встрече со Слуцком нужно быть готовым, как к разговору со старым
молчаливым мудрецом. И тогда оживут исчезнувшие средневековые
улочки, раздастся звон с давно сгоревших колоколен, и всплывет
легендарная Атлантида...
Неприступный бастион на берегу Случи
С середины ХVII и до конца ХVIII века укрепления
Слуцка считались лучшими во всем Великом княжестве Литовском.
Уже один этот факт, вычитанный в какой-то умной книге, не мог
не заставить нас покинуть Минск и проследовать по компасу строго
на юг 102 километра, минуя превосходные сосновые леса, продававшиеся
лет двести тому назад на мачты для российского императорского
флота.
На въезде в город, у облюбованной местным
ГАИ развилки (следите за спидометром!) с недавних пор возвышаются
две стилизованные деревянные башенки - примерно такие же украшали
когда-то старинный замок на берегу Случи. На поиски его следов
мы и отправляемся в центр, притормозив лишь на минуту у недавно
построенного однобашенного костела из красного кирпича, зажатого
с обеих сторон трехэтажными монастырскими корпусами. Святой Антоний
теперь стережет северные подступы к древнему городу.
А девять веков назад Слуцк обороняли не
только святые, но и овальный в плане земляной вал, достигавший
в высоту восьми метров и укрепленный деревянным частоколом. Кстати,
крепость дреговичей у слияния рек Случь и Бычок, как свидетельствуют
раскопки, проведенные на Замчище в 1985-1986 гг., возникла на
месте более раннего поселения, основанного аж на рубеже нашей
и "донашей" эры. В 1116 году на город "наехал"
минский князь Глеб со своею братвой, то есть, простите, дружиной
и, как сообщалось в передовице главного СМИ того времени - "Повести
временных лет", - "воевал Дреговичи и Случеск пожег".
Однако вскоре город и посад отстраиваются
заново, Замковая гора насыпается выше прежнего ("накапывается"
- отсюда ее новое название "Капец"). За крепостной стеной,
во дворце из тесаных дубовых брусьев, поселяется князь (между
прочим, внук самого Владимира Мономаха), а Слуцк почти на сто
лет становится столицей удельного Слуцкого княжества. В этот период,
по утверждению исследователей, на Замковой горе был возведен каменный
храм, внешне похожий на Благовещенскую церковь в Витебске. Территорию
"Капца" пересекали выложенные бревнами улицы шириною
до двух метров. По обочинам ютились деревянные жилые и хозяйственные
постройки, фундаменты которых вместе с мостовыми, говорят, неплохо
сохранились в недрах Замковой горы до нашего времени.
В 1395 году хозяевами Слуцка становятся
князья рода Олельковичей. В городе, помимо Верхнего (Горного),
вырастает еще и Нижний (Дольный) замок, а в конце ХV века Слуцк
упоминается как один из крупнейших городов ВКЛ с развитыми ремеслами
и торговлей. Московский дьяк Трифон Коробейников, посетивший Слуцк
по пути в Константинополь, писал: "Град торги и посадом больши
и лутчи Менска, а река шириной с Москву-реку... В воротах у града
стоят воротники и стрельцы с ручницами (ружьями, - Авт.), а в
острог иноземца не сказав, не пустят". Проникнуть же в крепость
на берегу Случи хотелось очень многим. С 1502 по 1521 год город
накрыла лавина набегов крымских и аккерманских татар.
Летом 1506 года, после смерти мужа, князя
Семена Михайловича, очередную оборону Слуцка возглавила княгиня
Анастасия. 20-тысячная орда хана Баты-Гирея осадила город, татары
сожгли посады, сделали десятки подкопов, но замок взять так и
не смогли. "И хотяху татаре взяти Слуцк, и не могоша, - засвидетельствовал
летописец, - биша бо их из града крепко".
Возможно, еще большую опасность, чем вражеское
войско, представлял в те далекие дни враг невидимый - мор. Эпидемии
чумы и холеры регулярно прокатывались по Европе, выкашивая целые
города. Поэтому вопрос защиты поселения от смертельных бактерий
стоял весьма остро, особенно в военное время. В 1655 году, после
нападения на белорусские земли московской армии, по приказу Богуслава
Радзивилла, у всех ворот Слуцка были расставлены специальные стражники,
в задачу которых входило "вычислять" чужаков и не пускать
их в город, а "тутэйшых" подробно расспрашивать, через
какие местности они ехали. Если вдруг выяснялось, что путь их
лежал через зараженные эпидемией города, то таких людей в Слуцк
не пускали, а предлагали им на время возможного инкубационного
периода пожить в отдельных хибарках-"отельчиках" за
чертой города. Благодаря таким жестким, но необходимым мерам в Слуцке заразные заболевания не были выявлены на протяжении всей
русско-литовской войны 1654-1667 годов.
Из-за того ли, что защитники города были
так хитро ограждены от эпидемий, или просто потому, что при Радзивиллах
Слуцк, как писал профессор Чантурия, "был превращен в мощное
укрепленное поселение с Цитаделью, цепью обводных валов, рвов
и бастионов, по своим фортификационным данным стоявшее в первом
ряду городов-крепостей Беларуси", но факт остается фактом:
в ХVII веке Слуцк ни разу не был взят неоднократно осаждавшими
его русскими войсками. В то время оборонительная линия почти круглого
в плане Старого города составляла без малого четыре километра,
имела 19 бастионов разных размеров и конфигурации. "Крепостью
в крепости" назвали современники построенный на противоположном
от Горного и Дольного замков берегу Случи Новый замок (Цитадель).
Согласно описанию 1765 года, чтобы попасть в него, нужно было
преодолеть два ряда глубоких водяных рвов, уровень воды в которых
регулировался при помощи шлюзов, и двое ворот, в которых находились
пушки. Из квадратной (250 на 250 м) Цитадели во все стороны вели
тайные подземные ходы, а на бастионах стояли четыре деревянные
башенки, наличие которых является отличительной особенностью местного
военного зодчества.
Внутри города, помимо княжеской дружины,
постоянно дислоцировался сильный гарнизон из обученных наемников
(венгров, немцев, шведов), а также временные вооруженные формирования
горожан. Мещанское ополчение Слуцка - самое большое по сравнению
с другими городами Беларуси, состоявшее преимущественно из купцов
и ремесленников - заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее.
Так каждый ополченец обязан был не только иметь холодное и огнестрельное
оружие (мушкет, ружье, пистолет, саблю, рогатину), но и уметь
пользоваться им. Слуцким торговцам запрещалось продавать порох
дороже, чем по 2 гроша за фунт, чтобы каждый желающий мог приобрести
его для тренировки. Более того, своим рескриптом Богуслав Радзивилл
приказал городским властям регулярно проводить военные учения,
парады и занятия по стрельбе. "На них должны были являться
не только местные жители, - пишет историк Михаил Ткачев, - но
и приезжий люд независимо от его подданства, нации и веры. Генеральные
учения обычно завершались стрелковыми соревнованиями, причем трое
лучших стрелков в качестве вознаграждения на год освобождались
ото всех городских повинностей". Кроме того, обладатель первой
премии получал мушкет или палаш из рук самого князя.
В военные годы жизнь Слуцка мало
чем отличалась от мирной, с той только разницей, что после выстрела
пушки в Верхнем замке ремесленники и торговцы бросали свою работу
и бежали по направлению к цейхгаузам, где хранилось оружие, а
затем каждая сотня занимала свое место на городском валу. Поэтому
бастионы древнего Слуцка часто именовались исходя из того, какой
ремесленный цех был призван оборонять их, - Рыбацкий бастион,
Кожевнический, Кузнечный и т.д. Те из горожан, кто не имел оружия
(а таких было крайне мало, поскольку в Слуцке ХVII века изготавливали
практически все виды огнестрельной и холодной "зброи"),
должны были в случае тревоги носить на вал камни и бревна, варить
смолу и готовить пищу воинам. К слову, нормой запаса провианта
на одного человека в Слуцке считался "энзэ", позволявший
выдержать осаду протяженностью в один год. Только на таких условиях
в город принимали переселенцев из других краев, а если вдруг обнаруживалось,
что запас отсутствует или просто "понадкусан", то не
в меру прожорливого бедолагу выгоняли из города.
...Размышляя о том, каким, должно быть,
богатым был Слуцк три века назад (попробуй ты сейчас "вытянуть"
год только на том, что у тебя лежит в холодильнике и кладовке
- а тогда каждый мог!), мы подъезжаем к той самой знаменитой горе,
с которой начинался город. Возвышающийся здесь районный Дом культуры
совсем не похож на старинный замок с высокими башнями под шатровыми
крышами, когда-то создававшими неповторимый силуэт Слуцка. Прежней
сохранилась лишь исторически-патриархальная аура, заставляющая
вас вдруг притихнуть из уважения к сединам этого холма и взглянуть
на снующие у его подножия машины и человеческие фигуры сквозь
призму Вечности.
После вхождения Беларуси в состав
Российской империи какое-то время остатки Верхнего замка использовались
под тюрьму, а потом и вовсе исчезли. На протяжении первой половины
ХIХ века городские оборонительные валы выравниваются, широкий
ров с водой засыпается. Площадь бывшего замка была названа Соборной
в честь выросшего здесь в 1885-1889 гг. каменного кафедрального
Николаевского собора. Спустя полвека, в 1934 году, выполненный
в русско-византийском стиле храм, ставший архитектурной доминантой
города, был взорван, а гора получила название "Безбожная".
В 1940-м на ее вершине началось строительство Дома культуры, вскоре
прерванное новой войной. Слуцк встретил ее уже без крепостных
укреплений, однако теперь каждый дом, каждая подворотня таили
в себе опасность для врага. Словно кто-то свыше решил подтвердить
эту мысль, и дорога сама собой привела нас от Замчища на улицу
14-ти партизан, где посреди огромного мемориального комплекса
в честь героев той войны в граните высечена надпись: "Люди
стали бастионами".
Столица европейской моды
Благодаря гению Максима Богдановича
"визитной карточкой" города стали слуцкие пояса. Благодаря
же самим поясам Слуцк в считанные десятилетия превратился не только
в крупнейший экономический центр, но также в одну из признанных
столиц европейской моды. А начиналось все с того, что в середине
ХVIII века среди дворянского сословия приобрели бешеную популярность
широкие (до 50 см) шелковые пояса, привозимые из Турции и Персии.
Все возрастающий спрос на них навел предприимчивых Радзивиллов
на мысль о создании в Слуцке собственной мануфактуры по производству
персидских поясов - "персиарни". Далее история приобретает
некоторые детективные черты. В конце 1757 года из Стамбула тайком
в разобранном состоянии был вывезен ткацкий станок и специальный
каток для прокатывания поясов. Вслед за "контрабандой"
в Беларусь из Турции прибыл знаменитый мастер Аванес Маджаранц,
тут же на местный манер награжденный новым именем - Ян Маджарский.
Любопытно, что его правнучка Елизавета вышла замуж за белорусского
помещика Монюшко и родила ему сына Станислава, ставшего знаменитым
композитором и дирижером.
Под руководством Маджарского на основе
единственного уникального станка княжеские механики собрали еще
несколько. Кроме поясов, мануфактура производила золотые и серебряные
галуны, ковры и гобелены. Впрочем, все это можно назвать побочным
бизнесом, так как главным изделием мануфактуры оставались персидские
пояса - обязательное панское украшение во второй половине ХVIII
века. Хотя, если честно, "персидскими" эти произведения
перестали быть очень скоро: после усовершенствования орнаментов
и узоров в рисунок были включены цветы местной флоры, из-за чего
пояса потеряли восточную стилизацию и приблизились к белорусским
национальным формам.
Радзивиллам удалось добиться того,
что их пояса не только конкурировали с зарубежными аналогами,
но и превосходили их по качеству. Весьма быстро и успешно они
вытеснили турецкие и персидские "прототипы" сперва с
рынка всей Речи Посполитой, а затем и других европейских стран.
Слуцкие пояса стали примером для ткацких мануфактур, открывавшихся
в соседних государствах. Шелковые пояса длиной в 2-4,5 метра с
вытканной с обеих сторон меткой "Слуцк" можно было увидеть
на балах в Вильне и Варшаве, Кракове и Париже. Стоили они очень
дорого - до 1000 злотых (это примерно годовой оклад офицера белорусской
армии того времени), поэтому роскошь носить слуцкий пояс могли
себе позволить лишь магнаты и наиболее богатые шляхтичи. Особо
среди поясов почитались четырехсторонние, менявшие цвет в зависимости
от одежды и обстоятельств, и "литые" (т.е. изготовленные
способом, когда золотая нить покрывала шелковую основу, а потом
расплющивалась специальным валиком).
В начале ХIХ века шелковые пояса
начали выходить из моды. В 1846 году мануфактура закрывается,
а сами пояса из элемента одежды белорусских денди превращаются
в предмет собирания для любителей антиквариата. Самая богатая
коллекция слуцких поясов находилась в Несвиже, у князей Радзивиллов.
После революции она была передана в Белорусскую государственную
галерею, в годы Великой Отечественной следы ее (как и следы многих
национальных святынь) потерялись. Сегодня десятки слуцких поясов
демонстрируются в музеях Польши, Франции, США, Литвы (рассказывают,
что в каунасском краеведческом они выставлены под табличкой "изделия
местных ремесленников"), а также в знаменитом музее шелка
в Германии. Вот только на родине раритетных экспонатов, в Слуцке,
помимо отдельных шелковых фрагментов, не сохранилось ни одного
целого пояса.
Местный краеведческий музей, прописанный
в бывшем доме дворянского собрания (этот памятник архитектуры
классицизма, возведенный в 1789 году первоначально как панский
особняк, находится по адресу ул.Ленина, 171), берет слуцкие пояса
напрокат у питерских коллег. А ведь экспозиция этого музея могла
быть намного богаче, если бы в начале 1930-х не ушли за бесценок
на Запад под предлогом сбора валюты для строительства промышленных
гигантов "не имеющие исторической ценности" десятки
поясов. Если б не сгорели в разожженных безбожниками кострах уникальные
слуцкие образа и изданные в типографии Радзивиллов в ХVII веке
книги на религиозные темы. Если бы не исчезла в неизвестном направлении
богатейшая библиотека слуцкого пастора Бергеля, а в Англию не
попал старинный престол слуцких князей, выполненный из слоновой
кости...
Тени минувшего
В ХIХ веке Слуцк оставался единственным
белорусским городом, являвшимся собственностью одной семьи. Лишь
в 1846 году он был выкуплен у Радзивиллов царской казной, после
чего архитектурно-планировочная структура Слуцка стала коренным
образом меняться, причем не в лучшую сторону. Игнорируя извечный
принцип этих мест "старины не рушить", новые хозяева,
словно шашкой, разрубили старинное поселение надвое, проложив
через его центр отрезок дороги Москва-Варшава. Разрушившая исторически
сложившуюся радиально-кольцевую планировку новая дорога становится
главной городской магистралью и получает название Шоссейной.
Ныне эта улица носит имя дедушки
Ленина, а местные жители именуют ее Бродвеем: здесь расположены
горисполком, гостиница "Слуцк", крутой ресторан "Вежа
града", несколько банков, круглосуточный мини-маркет, ювелирная
лавка, "Белорусское бистро" и куча других полезных заведений.
Что лично меня удивило и порадовало больше всего, так это позднее
время закрытия "бродвейских" магазинов и кафе. Согласитесь,
очень удобно часов эдак в одиннадцать вечера загрузиться в универмаг,
сделать покупки, а потом не спеша прогуляться по вымощенной плиткой
главной улице (правда, без оркестра). Шаг влево, шаг вправо -
частный сектор. Но именно там-то и кроется все самое интересное.
А значит, туда нам и дорога.
Из недр одноэтажного муравейника на улице Социалистической вдруг
вырастает самобытный, не имеющий аналогов памятник архитектуры
- Михайловская церковь ХVIII века. Ее строение, соединившее в
себе черты народного зодчества, барокко и классицизма, предстает
перед нами во всем величии, свойственном большим деревянным храмам.
Восхищенный, в том числе и Михайловским собором, в 1909 году историк
А.Снитка писал: "Слуцк со своими деревянными церквами - это
настоящий музей". Интересный факт: в Беларуси на строительство
деревянных храмов шел только рубленый лес, пила никогда не использовалась.
Объяснялось это тем, что пиленые бревна легко впитывают влагу,
быстро разбухают и гниют. От ударов же топора бревно с торцов
становится как бы закупоренным и значительно дольше сохраняет
свои конструктивные качества.
Повторяя почему-то застрявший в голове
принцип народного деревянного зодчества "Рубить добро и стройно",
возвращаемся из бывшего предместья Остров в Старый город. Самый
короткий путь - тропинка вдоль реки. Теперь уж тяжело представить,
что эта невзрачная и местами весьма вонючая речушка Случь, которую
не то что вброд перейти, кое-где переплюнуть можно, несколько
веков назад была судоходной, и по ней то и дело проплывали ладьи,
груженные разнообразным товаром. Товар ушел, вода тоже.
Перейдя за Замковой горой через мост,
свернем на улицу Комсомольскую (первый поворот налево). Когда-то
она носила громкое имя Сенаторская, и именно здесь в 1617 году
ярый приверженец Реформации князь Януш Радзивилл заложил кальвинистский
сбор, при котором была открыта гимназия. По сути она стала первой
школой на территории Беларуси, о чем и сообщает прохожим мемориальная
доска у входа в alma mater. Здание, правда, не столь старо, как
само учебное заведение - ему "всего" полторы сотни лет,
и построено оно было на месте предыдущего деревянного. В представляющем
интерес (как пример удачного перехода от классицизма к романтизму)
здании нынче размещен корпус слуцкой СШ номер 1. В школьном дворике
белеет маленький замок, чем-то отдаленно напоминающий древние
слуцкие укрепления. Жаль лишь, что нет пока на гимназии вывески,
повествующей, сколь славные мужи покидали в свое время эти стены:
профессор астрономии Витольд Цесарский, первым в мире установивший
нижнюю границу температуры Солнца, философ Ян Белобоцкий, белорусский
и польский писатель Доминик Рудницкий, художник Эдвард Павлович,
основатель первой в России клиники по заболеваниям кожи Генрих
Кулаковский, советский конструктор авиационных и ракетных двигателей
Семен Косберг, именем которого назван кратер на поверхности Луны...
Кстати, кальвинистская гимназия была
отнюдь не единственной в Слуцке доимперского периода - школы для
детей горожан находились также при монастырях августинцев и иезуитов.
Последний размещался на противоположной от кальвинистского сбора
стороне улицы Сенаторской, ровненько там, где в наши дни отчаянно
чадит городская котельная. В архитектуре барочного деревянного
костела, возведенного в 1710-1720 годах, просматривались мотивы
каменных белорусских церквей оборонного типа. Интерьер его украшала
монументальная роспись, светильники-жирандоли, одиннадцать алтарей,
главный из которых был покрыт черным лаком, серебром и позолотой.
На соседней с иезуитами "делянке" блестел куполами православный
Юрьевский храм - "настоящий венок искусства, краса белорусских
церквей". Тут же, на Сенаторской, находилось то самое двухэтажное
здание мануфактуры слуцких поясов. Возможно, в будущем комплекс
застройки Сенаторской улицы будет восстановлен: проткнет небо
шпиль кальвинистской церкви, загудят ткацкие станки, защебечут
птахи на ветвях ожившего радзивилловского сада. А там, глядишь,
и до Цитадели руки дойдут. На все это, раскрыв рот, будут глядеть
туристы, и разум откажется верить в то, что в ХХ веке такое шикарное
место было превращено в городские задворки...
Когда-то при дворе слуцкого князя
Иеронима Радзивилла был театр - один из первых профессиональных
театров в Беларуси. Там выступали драматические актеры, комедианты,
певцы из Италии и Австрии. При театре работала детская балетная
школа - специально для преподавания в ней из Франции был выписан
танцор и балетмейстер Луи Дюпре. Здание "комедигауза",
стоявшее недалеко от Верхнего замка, к сожалению, не сохранилось.
Как, впрочем, и еще очень многое из слуцкого архитектурно-исторического
наследства: ратуша, построенная по проекту самого князя Богуслава
Радзивилла, Тройчанский монастырь, упомянутый впервые аж в 1205
году, Ильинская, Рождественская и Варваринская церкви, костел
Святого Духа, лютеранская кирха и четыре синагоги. Все это поглотила
бесконечная черная дыра времени.
Блуждая по Слуцку, невольно вспоминаешь слова Василя Быкова, что
город без древнего центра, каким бы современным и благоустроенным
он ни был, все-таки лишен души. Лицо Слуцка действительно стерто,
а те немногочисленные памятники, что разбросаны по окрестным кустам
да предместьям, словно жемчуг, нанизываются на нить индивидуальных
впечатлений. Помимо вышеназванных объектов, стоящими внимания
являются здания бывшего коммерческого училища (модерн, 1911-1914
гг., улица Ленина), бывшего духовного училища (классицизм, 1829-1838
гг., ул. К.Либкнехта), почтовой станции 1846-го и почты 1937 года
(оба на ул. Ленина), а также Варваринская часовня (1996 г., ул.
М.Богдановича).
Пройдя мимо памятника Георгию Жукову
(с 1933 по 1937 год будущий маршал командовал Слуцкой кавалерийской
дивизией), загляните в центральный городской парк. В его непроходимых
- почти как в джунглях - зарослях сохранился небольшой участок
былых земляных валов - одна из тех самых теней минувшего, помогающих
услышать едва уловимое дыхание истории. Вот оно - мгновенное явление
города-призрака, смотрите! Ну, а потом отправляйтесь-ка на аттракционы,
и если Слуцк до сих пор не вскружил вам голову, то пусть это сделают
хотя бы они. Ведь легендарный град этого стоит.
Христофор ХИЛЬКЕВИЧ